Ваш нерожденный Малыш.
|
Дорогая мама! Вы беременны. То есть сейчас Вы носите в себе живое существо, которое впитывает в себя все, что происходит с Вами, как на физическом, так и на психическом уровне. Возможно, Вы даже не представляете, насколько сильно Ваше поведение и настроение влияют на Вашего Малыша и как Вы можете заняться его развитием еще до его рождения. В данной статье мы бы хотели подробно осветить эту тему.
Всего за девять месяцев Ваш Малыш из клетки превращается в настоящего человечка, просто еще очень маленького.
|
Но ведь когда он рождается, все его системы уже функционируют, он практически также воспринимает окружающий мир как и Вы. Значит, и до рождения Малыш все это умел, а раз умел воспринимать, значит мог и учиться! А теперь рассмотрим развитие Вашего Малыша и возможное Ваше влияние на него подробно:
1. Развитие сенсорной чувствительности.
Чем больше предоставить Малышу стимулов для развития, тем лучше разовьется его мозг.
Тактильная чувствительность
К 8 неделе развития Малыш начинает ощущать температуру и прикосновения, поскольку у него сформировалась кожа. На 3 месяце беременности Малыш начинает двигаться. Увы, но Вы пока этого не ощущаете, хотя на ультразвуке уже можно увидеть его спонтанные движения.
Согласитесь есть разница в восприятии своего Малыша, когда начинаешь ощущать шевеление на 5 месяце, или когда видишь на экране ультразвукового аппарата в 3 месяца беременности, что он хоть и маленький, но уже шевелится, а это значит разрабатывает мышцы, уже тренируется, что бы прийти в этот мир подготовленным, и Вы знаете, что можете ему в этом помочь.
К 5 месяцам Малыш уже подрос до такой степени, что чувствует границы своей маленькой вселенной и порой даже совершает довольно ощутимые толчки. К 7 месяцу движения Малыша из рефлекторных становятся целенаправленными. Ясно, что он будет воспринимать Ваши поглаживания и постукивания с другой стороны, таким образом вступая с Вами в контакт. Если за его исследованиями постоянно возникает ответная реакция со стороны Мамы, Малыш начинает чувствовать поддержку и логику вещей. При проведении ультразвукового исследования можно увидеть, что Малыш, например, сосет пальчик, зевает, хмурится, сгибает ручки и ножки, изгибает спинку, трогает пуповину. В литературе описаны случаи, когда при проведении амниоцентеза (забор околоплодных вод на исследование) Малыш целенаправленно пытался схватить появившуюся в его окружении иглу.
Зрение
Глазки Малыша все время закрыты, поскольку в матке при полном отсутствии освещения разглядывать в общем-то нечего. Хотя если Мама, например, загорает на солнышке, или Папа решил посветить на живот фонариком, окружение Малыша сразу окрасится в оранжевые цвета, что не пройдет для него незамеченным и, возможно, Малыш даже прореагирует на это. С 16 недели беременности Малыш все чаще начинает двигать глазными яблоками - тренирует мышцы. С 25 недели он немного приоткрывает веки и моргает. Тут Вы действительно можете время от времени освещать свой живот - а вдруг это поможет Малышу что-нибудь увидеть, все интереснее, чем сидеть в темноте. Правда, при проведении ультразвукового исследования видно, что Малышу не нравится прямой бьющий луч яркого света - он отворачивается от него.
Вкус
Вкусовые рецепторы языка формируются на 10 неделе беременности, а на 7 месяце беременности их у Малыша становится даже больше, чем у взрослого. Так что он не только спокойно отличит сладкое от горького, он может уловить оттенки вкуса, которые не сможете уловить Вы! Поэтому, например, если Вас постоянно тянет на яблоки, ешьте разные сорта - Малыш распробует больше вкусов. Ведь он постоянно пробует околоплодные воды и тем самым формирует свой вкус! Здесь не могу не привести отрывок из книги Андре Бертин "Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях": "Добавление к амниотической жидкости сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью "проглатывать" двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей. Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности".
Слух
В пренатальном развитии основное место отводится звуковому воздействию на Малыша, так как, видимо, этот способ является наиболее простым в исполнении и наиболее доходчивым для ребенка.
Восприятие языков
Здесь мне бы опять хотелось привести отрывок из книги Андре Бертин "Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях": "Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление. Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце 6 месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев.
Доктор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом (погружение в мир личных переживаний). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых беседах. Дело в том, что мать девочки, работавшая в начале беременности в фирме по импорту-экспорту, использовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток".
По замечанию Н.Д. Подобед "логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано плодом и ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи". А вот что об этом пишет Л. Г. Скоробогатова: "В 5 месяцев ребенок начинает реагировать на фонемы языка своей матери (различные колебания звуков типа гласных), которые он слышит через амниотическую жидкость. Используя клеточные оптоволоконные камеры, доктор А. Томатис обнаружил, что внутриутробный ребенок реагирует на ту или иную фонему определенной мышцей на руке или ноге. Он исследовал различные движения мышц ребенка, и обнаружил, что каждый раз, когда звучала одна и та же фонема, двигалась одна и та же мышца. Сенсомоторная ответная реакция на фонемы позволяет ребенку уже внутриутробно начать процесс изучения языка".
И вот еще интересное замечание Н. Афониной: "Помимо интонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Вместе с развитием слуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, что у любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаются мышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки".
Восприятие пения.
И опять же мне бы хотелось привести отрывок из книги Андре Бертин "Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях", поскольку он дает понять силу влияния Матери на Малыша: "Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересному выводу после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома. Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. Напротив, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более интересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде университетов и больниц Парижа, в которых приняли участие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотнесенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного специалистам в области акупунктуры.. Бесспорным фактом является существование вибрационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасимпатических ганглиев (симпатические, парасимпатические - разновидности узлов нервной системы). При стимуляции одной из энергетических точек одного из нервных центров данный процесс распространяется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.
На основании своих наблюдений Мари-Луиза Аучер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.
Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: "Эта любовь жила во мне еще до рождения". Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно - он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь".
И вот еще мнение Н. Афониной: "Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова, акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрее развивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи".
2. Развитие эмоциональной чувствительности.
Интересные выводы сделаны Юлией Шмурак в статье "Воспитание до рождения: теоритические размышления": "Достоверные исследования показывают, что проблески сознания появляются у ребенка именно со второй половины беременности. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности ( к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери:
Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие - вина, тревога, страх, подавленность , чувство беспомощности - угнетают развитие младенца как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно ( через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой матерью)".
Как же именно происходит передача эмоционального настроя от Мамы к Малышу. Дело в том, что при переживании чувств в кровь Мамы выбрасываются гормоны (например при чувстве страха - адреналин), которые через плаценту попадают в кровь Малыша, и он начинает чувствовать то же что и Вы. Например, Вы имеете привычку по утрам слушать любимую музыку. Малыш тоже слышит эту музыку, у него вырабатывается чувство удовольствия, как и у Вас. А если Вы, например, не любите Моцарта, и заставляете себя его слушать в целях воздействия на Малыша, то ему Моцарт скорее всего тоже не понравится, поскольку он не нравится Вам. Так ребенок учится чувствам!
Здесь бы я опять хотела привести отрывок из книги Андре Бертин "Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях":
"Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни."
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни:
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному (послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и "прокрутил" в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека:
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает "гормоны радости" (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.".
Таким образом, можно сделать вывод, что в период беременности, Мама обеспечивает Малыша не только питательным материалом для создания тела, но и учит его эмоциональной стороне жизни. К сожалению, современная российская медицина заботится только о первой составляющей беременности, а именно о физическом здоровье Мамы и Малыша, да, в общем-то, и в обыденной жизни беременность в первую очередь рассматривается как биологический процесс. Развитие эмоциональной, психологической стороны беременности, вопросы общения с Малышом до рождения оставлены на усмотрение самих родителей.
Поэтому кроме сохранения физического здоровья и сдачи всех необходимых анализов в период беременности, заботьтесь, пожалуйста, о своем психическом состоянии, не подвергайте Малыша стрессам, любите его, и главное, давайте ему понять, что Вы его любите. Проявляйте сознательность! Общайтесь с Малышом до рождения, а мы Вам в этом поможем!
С уважением,
Мария Чернова
Статья создана по материалам Интернета
Обсудить статью в форуме»
|