Как стимулировать ребенка в матке.
|
У программы дородовой стимуляции много защитников - и все меньше критиков. Сразу нужно сказать, что цель дородового развития не в том, чтобы создать расу сверхлюдей. Цель в том, чтобы помочь вашему ребенку достичь полного генетического и умственного потенциала (обеспечив его мозг самой благоприятной средой для развития) и увеличить вероятность развития ряда положительных черт характера.
Выполнение программы дородовой стимуляции приносит много пользы:
общаясь с ребенком много раз в день, вы устанавливаете с ним особую связь и будете ближе к нему, когда он родится;
правильно питаясь и получая достаточно питательных веществ, необходимых для роста мозга, вы улучшаете и свое здоровье, и здоровье ребенка;
понимая важность самого лучшего начала жизни для ребенка, вы, скорее всего, сможете кормить его грудью хотя бы первые 4-6 месяцев, что очень важно;
стимулируя мозг ребенка до рождения, вы увеличиваете количество клеток мозга, с которыми он родится, и количество связей, которые они образуют друг с другом;
|
изменив свое питание, вы снижаете у ребенка риск дислексии, синдрома гиперактивности и дефицита внимания, некоторых форм эпилепсии;
вы можете увеличить его умственные способности.
Все эти факторы помогут вашему ребенку реализовать свой потенциал. Если вы будете способствовать развитию его мозга до рождения, он твердо встанет на этот путь. Он будет внимательным, добрым, спокойным и настолько умным, насколько позволяют его гены и среда. Правильное питание, обогащение организма ДГК, витаминами и минеральными веществами, дородовая стимуляция, а также кормление грудью - все это стоит обеспечить любому ребенку.
СТИМУЛЯЦИЯ И МОЗГ ВАШЕГО РЕБЕНКА.
Стимулы и питательные вещества, которые ребенок получает из окружающей среды, в буквальном смысле формируют его мозг. Хотя этот процесс начинается с момента зачатия, многие родители берутся за обучение ребенка только после рождения. Но сейчас очень распространено мнение, что стоит начинать раньше -тогда, когда мозг ребенка еще развивается в матке. Обогащая его дородовую среду дополнительными стимулами, можно усилить рост и развитие его мозговых клеток (нейронов). Тогда у клеток появятся более сложные "антенны" (дендритовые отростки), больше "спутниковых тарелок" (дендритовых шипов), более прочные синаптические связи.
Сейчас исследователи знают, что регулярная стимуляция отдельного нервного пути способствует выделению нейротрансмиттеров и особых факторов нервного роста, которые передают сигналы от одной мозговой клетки в другую. Этот процесс помогает "закрепить" растущее число мозговых клеток в нервной сети. Обогащенная среда означает, что кора головного мозга ребенка станет толще и меньше клеток погибнет запрограммированной смертью в течение нескольких недель перед появлением на свет.
Общаясь со своим ребенком в матке, когда вы говорите с ним, касаетесь его, включаете ему музыку или поете, вы увеличиваете его осознанность и уровень восприятия. Этот процесс приносит радость и более тесную близость с будущим новым членом семьи.
Каждая мать каким-то образом общается с ребенком до рождения. Программа дородового обучения поможет отцу, братьям и сестрам тоже установить с ним теплые отношения. Кроме того, это изменяет ваши ожидания и будущее отношение к ребенку. Скорее всего, вы будете чувствовать себя ближе к нему, между вами возникнет более тесная и теплая связь.
Откуда мы знаем, что плод в матке способен учиться?
Процесс обучения, можно сказать, происходит тогда, когда ребенок подвергается в матке определенному стимулу и его поведение изменяется, или адаптируется, и начинает отличаться от поведения ребенка, который не получил этого стимула.
Ряд наблюдений свидетельствует о том, что дети могут научиться узнавать звуки, которые слышат в матке. Как уже говорилось в главе 3, исследования показывают, что в мозге вашего ребенка возникает электрическая активность в ответ на звуки вне матки уже в 20 - 24 недели. До этого он тоже может распознавать звуки, но, скорее всего, слышит их как "вибрации", пока его уши и мозг не полностью связаны. Другие исследования показывают, что ребенок может начать учиться уже через 15 недель после зачатия!
Голоса
Ваш ребенок слышит ваш собственный голос и через волны воздуха вокруг, и через звуковые вибрации, которые передаются по всему телу. Он учится узнавать тон, высоту и особенности именно вашей речи и после рождения будет тут же выделять ваш голос из всех других. Записи, сделанные внутри матки, показывают, что ваш голос слышен очень отчетливо и почти не приглушен. Возможно, это важно для "импринтинга", который происходит с ребенком еще до рождения. Это помогает ему после рождения узнавать вас и привязываться к вам.
Низкие мужские голоса легче проходят через стенки живота, чем женские, и он научится узнавать те мужские голоса, которые слышит чаще всего. Он, впрочем, все равно будет предпочитать голос матери, которая с ним каждый момент его жизни до самого рождения. Если новорожденному в одно ухо шепчет мать, в другое - отец, он обычно поворачивается к матери - он узнает вашу речь даже несмотря на шепот, который снимает тон и высоту голоса. Точно так же ребенок 4 раза из 5 поворачивается к отцу, если в другое ухо шепчет незнакомый мужчина.
Ученые изобрели устройство, помогающее новорожденному выбирать звуки в наушниках в зависимости от того, сосут они грудь быстро или медленно. Обнаружилось, что дети начинают сосать быстрее, если хотят услышать голос матери, а не незнакомый голос. Они предпочитают, чтобы ее голос был слегка приглушен, так, как это звучало бы в матке, и чтобы она говорила на родном языке, а не на иностранном, который звучит совсем по-другому. Было обнаружено также, что новорожденные предпочитают слышать биение сердца матери, которое они научились узнавать в матке, а не голос отца. Это проявляется уже сразу после рождения, когда ребенок еще не слышал никаких голосов за пределами матки.
Аналогичные результаты получены в исследованиях, когда новорожденным предоставляли выбор: послушать сказку, которую мать читала им до рождения (два раза в день начиная с 34-й недели беременности), или незнакомую сказку. Они неизменно показывали (начиная быстрее сосать), что хотят услышать знакомую сказку. Очень похоже поступают и дети постарше, которые перед сном просят рассказать не новую сказку, а любимую.
Музыка
Один профессор психологии обратил внимание на рассказ матери о том, что ее новорожденный ребенок как будто реагирует на запоминающуюся мелодию из популярной мыльной оперы, которую она регулярно смотрела во время беременности. Он провел исследование на группе новорожденных, матери которых тоже смотрели эту программу во время беременности, и сравнил их с группой, матери которых не смотрели эту программу. Через два -четыре дня после рождения он включал мелодию всем детям и наблюдал за их поведением. Те, кто слышали эту мелодию раньше, в матке, переставали двигаться, их пульс замедлялся, они становились тихими и внимательными. У тех, кто раньше этой музыки не слышал, поведение никак не менялось. Очевидно, что дети, которые слышали музыку еще до рождения, научились ее узнавать. Дети до рождения могут научиться узнавать целый ряд различных мелодий, которые им регулярно проигрывают. Им даже будет нравиться одна мелодия больше другой, совсем как взрослым.
Такое узнавание наблюдается даже в возрасте 37 недель. Ультразвуковые исследования показывают, что ребенок матери, которая регулярно смотрит какую-нибудь программу, реагирует на музыку заставки, более активно двигаясь. Новые исследования убеждают, что ваш ребенок может начать учиться узнавать звуки и реагировать на них уже в 22 недели - практически сразу же, когда появляется прочная связь между ушами и мозгом. Новые методы исследования ребенка в матке - например, объемное ультразвуковое исследование - подтверждают, что плод может учиться и менять свою реакцию на разные стимулы даже раньше. Но не забывайте: если ребенок будет слышать в матке какой-то звук постоянно, в конце концов он перестанет обращать на него внимание.
В одном из исследований новорожденных клали в кроватку, где с каждой стороны было прикреплено по ватной подушечке. Подушечка слева 3 часа лежала в бюстгальтере мамы ребенка и была пропитана ее запахом, а подушечка справа имела запах другой мамы. Каждый ребенок выказал выраженное предпочтение запаху собственной мамы и поворачивался к этой подушечке. Это свидетельствует, что они научились узнавать запах матери еще в матке.
Аналогичное исследование было проведено по поводу других запахов. Известно, что чеснок попадает в жидкости тела, в том числе в амниотическую жидкость и в кровь ребенка. Одна группа матерей согласилась не есть чеснока в последние 3 недели беременности, а другая - регулярно употребляла чеснок до тех пор, пока до родов не оставалось около 6 дней. Этот перерыв служил для того, чтобы никто из матерей во второй группе не пах чесноком во время родов. Затем новорожденных клали в кроватки с двумя подушечками: одна была пропитана чесноком, а другая -просто водой. Дети матерей, употреблявших чеснок в последний месяц беременности, почти в три раза чаще нюхали чесночные подушечки - 55 процентов времени по сравнению с 20 процентами в первой группе. Это доказывает, что новорожденные не любят резкого запаха чеснока, если не помнят его из недавнего прошлого и он не кажется им знакомым.
КАРДИОПРОГРАММА
Идея использования ритмов, напоминающих сердцебиение матери для стимуляции ребенка в матке, принадлежит д-ру Бренту Логану, директору Института дородового развития в Орегоне. Она была основана на более ранних работах американского психолога Ли Сока, который еще в 1960-х годах отмечал естественное побуждение матери держать новорожденного слева от себя. Из 287 женщин 78 процентов левшей и 83 процента правшей подсознательно держали новорожденного слева, у сердца. Оказалось, что это не связано с тем, какая рука у них доминирует. Исследования классических художественных изображений матери и ребенка также показали, что в 80 процентах случаев мать держит ребенка слева -чтобы он мог слышать ее сердце. Когда для сравнения проанализировали, как люди носят обычные свертки без ребенка, оказалось, что особого предпочтения не выказывается ни одной стороне: 50 процентов держали свертки слева, 50 - справа.
Последующие исследования, в которых новорожденным в течение 4 дней проигрывали звуки сердцебиения, показали: дети, которым проигрывают пленку, плачут меньше, спят больше и лучше набирают массу, чем остальные. Как будто происходит "импринтинг" на звук сердца - звук, с которым они жили на протяжении всего развития сознания в матке.
Как проигрывать музыку ребенку
Можно включать ребенку в матке музыку, используя кассетный плейер. Это стало популярно в 1980-х годах, и матери и ученые отмечают, что дети вырастают более смышлеными, творчески мыслящими и физически сильными, их социальное поведение выигрывает. Плод в матке подстраивает свои движения под музыку, как будто танцует. Эти движения продолжаются довольно долго. Некоторые родители выбирают классическую музыку, другие - поп или фолк, по своему вкусу. Но важно, чтобы музыка была не слишком сложной. Самый лучший эффект дает простой повторяющийся ритм. Кроме того, музыку нужно регулярно повторять, чтобы ребенок научился узнавать ее. Это может происходить и само собой, если мать регулярно включает любимую телевизионную или радиопрограмму и ребенок слышит музыкальную тему заставки. Некоторые исследования показывают, что звуки музыки слишком неупорядоченны для оптимальной дородовой стимуляции и кардиопрограмма более эффективна. И все же музыка полезна. Новые исследования трехлетних детей, получавших стимуляцию в виде обучения пению и музыке, показали, что они достигают лучших результатов в стандартных тестах умственного развития. Дородовая стимуляция позволит добиться той же пользы, особенно для развития пространственного мышления и умения обращаться с числами.
МОЖНО ЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПЛОД В МАТКЕ
Исследования показывают, что развитие мозга плода можно стимулировать. Эти исследования все еще идут, и поэтому некоторые врачи призывают к осторожности. Но несомненно, что дети, которые получают в матке стимуляцию в разумных пределах, рождаются с вышеперечисленными положительными качествами. О побочных эффектах пока не сообщалось.
Однако очень важно не вызывать у ребенка стресс. Постарайтесь не пугать его и не бомбардировать постоянными стимулами часами. Детям нужен и отдых. Ограничьте дородовое игровое обучение часом утром и часом вечером - если возможно, в одно и то же время, чтобы вы оба привыкли к этому. Вам будет легче вспоминать об этом, а ребенок начинает как будто ждать занятий.
Может ли дородовая стимуляция иметь отрицательные последствия?
Нет никаких фактов, доказывающих вред дородовой стимуляции. Многие женщины беспокоятся: если ребенок родится с более крупным мозгом, увеличивается риск при родах или придется прибегнуть к кесареву сечению. Но в действительности все обстоит иначе: дородовая стимуляция звуком часто приводит к более коротким и менее болезненным родам без кесарева сечения и травм. У новорожденных чаще оказывается расслабленное тело, открытые глаза, расслабленные руки и большая физическая сила.
К моменту рождения голова ребенка обычно немного больше, чем родовые пути. Во время родов череп сжимается, и его кости находят друг на друга, чтобы голова ребенка могла принять форму родовых путей. Большинство женщин, использовавших программу дородовой стимуляции, родили обычным вагинальным способом.
Что интересно, исследования показывают, что дети, появившись на свет с помощью кесарева сечения, в целом умнее детей, родившихся обычным способом. Возможно, это как-то связано с размерами мозга. Современное кесарево сечение с эпидуральными обезболивающими безопасно и, возможно, даже желательно. Недавно среди врачей-гинекологов и акушеров был проведен опрос, который показал, что 31 процент женщин-акушерок и 17 процентов мужчин-гинекологов хотели бы, чтобы их ребенок появился на свет с помощью кесарева сечения. Поэтому не всегда стоит бояться такого врачебного вмешательства.
КАК ОБОГАТИТЬ ДОРОДОВУЮ СРЕДУ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Можно начать с 15 - 20-недельного возраста (17 - 20-й недели беременности). Старайтесь стимулировать ребенка не больше 2 часов в день.
Использование голоса
Регулярно говорите со своим ребенком, перед этим гладьте или похлопывайте живот особым способом (например, постучите три раза по обеим сторонам через равные интервалы), чтобы он знал, когда обращаются к нему.
Раз в день рассказывайте ему его любимую сказку.
На протяжении беременности добавляйте новые сказки и рассказывайте их регулярно в добавление к самой знакомой, которую он слышит каждый день.
Пусть члены вашей семьи тоже здороваются с ребенком, как и вы - например, когда ваш партнер приходит вечером с работы или старший ребенок возвращается из школы.
Когда вы говорите с членами семьи, скажите ребенку, кто это, чтобы он мог связать голоса с именами.
Если вы уже выбрали вероятное имя для ребенка, используйте его, обращаясь к нему, чтобы он начал узнавать свое имя.
Некоторые исследователи советуют использовать трубку для говорения (например, обычную воронку). Если приставлять ее к животу, говоря с ребенком, звуки будут идти более сфокусированно. В некоторых странах продается "телефон для плода", который работает по аналогичному принципу.
Если вы знаете какие-нибудь фразы на иностранном языке или кто-то из ваших знакомых говорит на другом языке, давайте ребенку послушать, чтобы он узнавал другие звуки. Можно проигрывать ему учебные кассеты.
Пойте ему, особенно песни с повторяющимися строчками.
Подпевайте своим любимым песням по радио.
Использование музыки
Включайте ребенку музыку - выберите простую мелодию, которая вам нравится, и проигрывайте ее каждый день.
Знакомьте его с другими простыми мелодиями и регулярно их проигрывайте.
Если у вас есть музыкальный инструмент, пусть даже дешевый детский синтезатор, играйте ребенку гаммы, чтобы он научился узнавать и сравнивать разные ноты.
Прикрепите к животу плейер и включайте ребенку музыку, желательно с ритмичными, повторяющимися звуками, можно с записью вашего пения или пения других членов семьи.
Использование прикосновений
Есть данные, что очень недоношенные дети негативно реагируют на тактильную стимуляцию и позитивно - на звук. Но, с другой стороны, немного недоношенные дети очень любят нежный массаж, быстрее набирают вес и делаются крепче. Например, обнаружено, что у недоношенных детей, которых качают, растирают и гладят по 15 минут четыре раза в день, впоследствии лучше развивается координация и способности к обучению.
Если вы хотите стимулировать ребенка прикосновениями, делайте это в начале беременности недолго, по несколько минут два раза в день. В последние 6 недель можно массировать ребенка немного дольше - до 15 минут, и чаще - до четырех раз в день. Вот что можно попробовать делать:
легко похлопывать живот с постоянным ритмом;
регулярно и ритмично гладить ребенка, разговаривая с ним;
осторожно покачиваться телом взад-вперед, придерживая живот руками, или сидеть в кресле-качалке.
Использование света
Исследования показали, что сильно недоношенные дети очень негативно реагируют на зрительную стимуляцию, в отличие от звука. Поэтому, если вы хотите стимулировать ребенка прикосновением и светом, делайте это осторожно и недолго, по несколько раз в день. Во время ультразвукового наблюдения за ребенком в матке, если светить на него фонариком, он сначала реагирует заинтересованно, но после четвертой - пятой вспышки игнорирует стимул. Можно попробовать следующее:
приставлять к животу фонарик и медленно включать его и выключать. Повторять не больше 3-4 раз;
приставлять к животу фонарик и несколько раз включать его и выключать, когда вы рассказываете какую-нибудь сказку, поете песню или слушаете определенную музыку.
Статья печатается по книге
Сары Брюэр. "Суперребенок.". Глава 5.
Минск, ООО "Поппури", 2003
Обсудить статью в форуме»
|
|