Беременность в православии.
Как скоро мать-христианка почувствует, что Бог, Творец всего сущего, благословил ее быть матерью, то с этого момента она должна усерднее, чем прежде, прилежать к благочестию и прибегать с ежедневными горячими молитвами к Богу о том, чтобы Он даровал ей родить того, кого она носит под сердцем, здоровым и благообразным.
|
|
Богоматерь Млекопитательница |
Богоматерь Ярославская |
Подготовка к беременности.
При подготовке к беременности следует обратить внимание и на то, каковы ваши взаимоотношения в семье, какова ваша внутренняя готовность к деторождению? Основой здоровья малыша является не только физическое здоровье матери, но и уровень ее духовно-нравственного состояния. Греховность матери снижает жизнеспособность плода и родившегося ребенка. Именно об этом свидетельствуют все научные публикации. Инфекции, связанные с прелюбодеянием, то есть распущенным, нецеломудренным поведением, приводят к бесплодию, а если беременность все же наступает, то часто осложняется угрозой прерывания. В случае донашивания беременности, роды часто бывают осложненными, а ребенок - маловесным, ослабленным.
Но греховность женщины может быть и другого рода. Если беременность наступила "неожиданно" для женщины, и у нее сейчас на первом месте иные жизненные планы (закончить институт, вести бизнес, продолжить карьерный рост и др.), зачастую она, вынашивая беременность и продолжая "более важное" для нее дело, имеет осложнения в течение беременности, родов или послеродовом периоде. Моя собственная практика доказала не только наличие этой связи, но и ее устойчивость: если вы не обращаете на дитя внимание, то оно обратит на себя внимание любым способом, чаще это будет рождение больного ребенка, и, тем самым, Господь обозначит приоритеты. В этом сказывается Его милость.
Поэтому подготовка к беременности должна включать, прежде всего, перемену своего сознания, обновление своей жизни, которое может быть достигнуто с помощью Таинства покаяния. Только после него мы можем надеяться, что очистились от факторов, способных повлиять на наш плод. В церкви необходимо взять у священника благословение на зачатие ребенка. Следует сразу сказать, что благочестивый обычай предписывает брать благословение у священника на всё: зачатие, вынашивание беременности, роды.
Недуги беременности.
С ранних сроков беременности начинается недомогание, позднее крошатся зубы, становятся ломкими волосы и ногти, "портится" фигура. Как к этому относиться? Обычно рекомендуют особое питание, прием тех или иных таблеток, но, важнее понять, что в беременности заложена жертвенность матери.
Давайте прислушаемся к старцам, которые, наблюдая современную жизнь и понимая суть происходящих в ней процессов, дают нам советы. Вот совет Паисия Святогорца, взятый из ответов на вопросы о семейной жизни: "Бог поставил спасение людей в зависимость от их терпения. "Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 10, 22) - говорит Евангелие. Бог дает людям трудности, различные испытания ради того, чтобы они поднаторели в терпении. Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает семью от разрушения".
Таким образом, опыт вынашивания и рождения ребенка, как и, в целом, опыт семейного жития, учит человека преодолению греховного эгоизма, постепенно приводит к духовному созреванию женщины и закладывает основы здоровой гражданственности.
Пренатальная психология.
Функционирование психики ребенка начинается довольно рано. Мозговые волны регистрируются на 40-й день, функция мозга "представляется явно присутствующей у плода на восьмой неделе беременности". "Новейшие технические разработки позволили приложить миниатюрный микрофон к голове плода, и: "мы услышали почти всё: разговор людей в четырех метрах от нас, как открывается дверь в комнату, как за закрытой дверью катится тележка. Слышимость была невероятная. Было легко разобрать, кто именно из нас говорит (цит. По Дж. И Б. Уиллке). Чувство слуха появляется (пока считают так) с 14-и недель, а это означает начало функционирования мозга и памяти. Можно приводить множество сведений о том, какие органы функционируют у ребенка в утробе. Но для пренатальной психологии важно то, что он является сознательным, реагирующим существом с активной эмоциональной жизнью, который может даже обучаться, пусть на примитивном уровне, внутри утробы. В этом отношении стал классикой шокирующий фильм, заснятый американским врачом Б. Натансоном "Безмолвный крик" о том, как ребенок в 12 недель предчувствует угрозу смерти. Он начинает двигаться быстро и тревожно, стараясь спрятаться от инструмента, частота ударов его сердца увеличивается с 140 до 200 ударов, он широко раскрывает рот в безмолвном крике.
Он реагирует на эмоциональное состояние своей матери печалью или счастьем, агрессией или кротостью; формирует самовосприятие, отражающееся на его поведении в утробе и после рождения. Ребенок знает не только психо-эмоциональное состояние матери во время беременности, но и ожидает ее решения (выносить во что бы то ни стало, "не прервать ли?").
Все, что открывает современная техника, уже знали святые отцы. "Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то ребенок в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается" - совет Паисия Святогорца. И далее: "Если дети сами не получат нежности, то у них не хватит ее и на то, чтобы передать ее своим детям. Так одно влечет за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: "Помолись, отче! Я теряю своего ребенка".
Итак, отнеситесь, пожалуйста, с вниманием к периоду вынашивания своего дитя, которое имеет далеко идущие последствия. Именно он, как никто другой, этот период предоставляет богатые возможности дальнейшего духовно-нравственного развития женщины посредством ее питания, труда и отдыха, внутреннего (психоэмоционального) состояния, а следовательно, способствует зарождению и укреплению материнства, помогающего воспитывать ребенка и развивать ребенка духовно и психически.
Оценка состояния плода.
Сложилось мнение, что главную роль тут играет метод ультразвукового исследования - УЗИ. Много вопросов возникает перед его проведением и при его проведении. Вредно ли? Если что-то не так, то давайте сделаем еще раз? А зачем? Чтобы удостовериться, что плод соответствует моим и врача ожиданиям?
Этот метод задумывался как метод выявления пороков развития плода и только потом с его помощью дополнительно стали оценивать, как растет и развивается плод, какие есть отклонения в плаценте, пуповине и водах. Если порок выявляется, то, проведя еще несколько раз УЗИ, выполнив тесты на альфа-фетопротеин, возможно, выполнив биопсию хориона (взяв кусочек плаценты), предлагается прервать беременность, при этом называя этого ребенка широко используемым термином - "неперспективный". Преподносится все это под "благовидными предлогами": кому хочется иметь ребенка-инвалида, который доставит много горя и хлопот родителям; и для общества накладно (оцениваются в долларах затраты на его содержание и лечение)? Все это время женщина-мать находится в волнении, если не в панике, мечется, советуется, как поступить и: часто соглашается, отказываясь от этого ребенка, а вернее, убивая его, надеясь, что "другой будет лучше". Сложилось мнение, что альтернативы такому подходу нет. Но с духовной точки зрения есть только один выход - вынашивать данное тебе чадо. Основа для существования разных подходов к решению вопроса давно сложилась - это широкое распространение абортов и отход от Православия.
В медицине нет ни одного метода диагностики, который давал бы 100-процентный результат. И в этом подходе, несмотря на его многоступенчатость (УЗИ, исследование крови), который, как кажется, повышает точность обнаружения порока, ошибки случаются до 10-15% (эта цифра может быть и выше, в зависимости от качества аппаратуры и опыта исследователя). Это значит, что 10-15% детей, которых убивают, были здоровыми, а некоторые "здоровые" окажутся больными. Само прерывание беременности представляет вред с риском негативных последствий для деторождения (развитием воспалительных процессов, невынашиванием беременности, бесплодием и т.д.) и для психики женщины (чувство вины, неполноценности, тревоги о будущем). Поиск причин возникновения пороков у плода, который осуществляется после аборта, носит вероятностный характер, то есть никто вам не сможет указать на точную причину, обязательно скажут: "вероятно", "все вместе - совокупность факторов" и т.д. И никто никогда не даст 100% гарантии, что после устранения этих причин, все будет хорошо. Итак, своими возможными действиями мы усложним ситуацию - не устраним причины и добавим тяжкий грех - детоубийство.
По этому поводу высказался протоиерей Евгений Шестун: "Все в Божией руке, поэтому должно быть смирение перед Его волей. Если родится больной - то, какого Бог дал, такого дал. Случайно больной ребенок не рождается, не бывает такого. Это крест, необходимый для спасения душ родителей, потому что через детей и родители спасаются. И именно через больных детей, совершая христианский подвиг, родители могут достичь больших духовных высот. Бывают также случаи, когда врачи ошибаются в своих прогнозах. Лучше всего полагаться на Божью волю и все принимать из руки Божьей".
Действительно, мы знаем Божиих угодников с физическими дефектами: Матрону Московскую - слепая от рождения, старец Михаил (схиигумен Алексий) - изнемогающий от телесной немощи, никогда в жизни не ходивший (прикованный к инвалидной коляске), но к ним за духовной поддержкой стекался народ, их любили при жизни, к ним обращаются за поддержкой после их смерти. И мы знаем женщин, которые несут свой крест - растят своих больных детей, как часто неизмеримо духовно богаче они тех, которые имеют здоровых детей. Кстати, в США существует очередь среди семейных пар, желающих усыновить ребенка с синдромом Дауна и с "расщелиной позвоночника".
От нас зависит, какую позицию (православную или нехристианскую) мы займем, что мы выберем, что посчитаем правильным, приближающим нас к Богу, а что неправильным, отдаляющим от Господа. Важно, чтобы любой процесс, в том числе и вынашивание, подготовка к родам, роды, кормление и воспитание ребенка были созвучны Русским Православным традициям и сочетались с высоким профессионализмом акушерок и врачей.
Молитвы беременной.
Из указателя псалмов святого Арсения Каппадокийского, можем найти псалмы "Об освобождении матерей при родах" (Пс. 18); "Чтобы освободились матери при преждевременных родах" (Пс. 40); "Чтобы освободиться матерям при сложных родах, когда сильно страждут" (Пс. 67); "О сохранении матери во время беременности" (Пс. 142).
Уже в первые века христианства появились и далее писались иконы Божией Матери, которым женщины молятся для облегчения чадорождения: "Млекопитателъница", "Умиление", "Феодоровская", "Воспитание", "Трех радостей", "Помогателъница женам чады рождать" ("Помощь в родах"), "Блаженно чрево, носившее Тя, и сосцы, Тя питавшие".
|
|
Богоматерь Умиление с избранными святыми |
Икона Божией Матери Млекопитательницы |
НАСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА БЕРЕМЕННЫМ
"Милость Божия будет с вами! И еще Бог дает вам иметь плод чрева... . Поздравляю! Господь, давший его, да даст ему и добрый исход на свет Божий. Без трудностей, конечно, не бывает. Так положил Бог вначале в указание на то, что сделала первая жена - мать всех нас. Но и в трудностях есть степени. Господь смилуется над вами и да сотворит сии трудности, сколько можно, менее чувствительными.
Хотите вы заслужить сию льготу?! Облегчите себя от всех грехов. Теперь по необходимости вы часто бываете в покое, недвижимы .... и больше имеете времени заняться собою и себя смотреть. Всмотритесь хорошенько, как самый строгий следственный судья, затем все неисправности осудите, раскайтесь в том и пожалейте, что оно запущено, потом исповедуйтесь, получите разрешение и, наконец, причаститесь Св. Христовых Тайн. Всем этим вы заслужите встретить ожидаемую и желанную льготу.
Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: это неприязнь к другим и похоть. Извольте потрудиться, и извергните их вон. За это получите искомое и желаемое".
О БЛАГОПОЛУЧНОМ РАЗРЕШЕНИИ ОТ БРЕМЕНИ
О, Преславная Матерь Божия!
Помилуй меня, бедную рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Воспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудное действие призвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце; и по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно! Даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам быть Младенцем! Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденнаго Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения! Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час рождения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих! Услышь, Преславная Царице Небесная, смиренную мольбу мою, и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоей благости; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощнице христиан, Исцелительнице больных, Твоим Материнским Покровом в час мук и болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты -Матерь милосердия, и да прославляю всегда Твою благость, не отвергающую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби. Аминь.
Ваш доброхот Епископ Феофан
Статья печатается по материалам сайта Барнаульской и Алтайской епархии http://altai.eparhia.ru
Иконы (увеличенные)»
Обсудить статью в форуме»
|