Церковно-общественный совет по медицинской этике.
Заявление о пренатальной диагностике.
Одно из современных направлений педиатрии - пренатальная медицина рассматривает еще не рожденного ребенка как пациента и
разрабатывает методы преодоления его возможных заболеваний. Задача пренатальной диагностики - выявить и определить недуг на
ранних стадиях внутриутробного развития. К сожалению, в последнее время эта задача решается не для того, чтобы определить
необходимые меры для лечения, выявленные болезнью, обеспечить оптимальные медицинские условия для рождения ребенка,
подготовить родителей к особому о нем попечению. Пренатальная диагностика начинает использоваться как метод получения
информации о состоянии здоровья плода с целью прерывания беременности, т. е. его уничтожения в случае обнаружения малейших
подозрений на патологию. В связи с довольно низкой степенью достоверности методики нередки случаи врачебных ошибок, следствием
которых являются психологические травмы, неблагоприятно влияющие на состояние здоровья матери и ребенка. Результатом
пренатальной диагностики все чаще становится направление на аборт, часто сопровождаемое психологическим давлением и даже
принуждением со стороны врача, что вряд ли может считаться оправданным с точки зрения профессиональной врачебной этики.
Причем от беременной нередко скрывается, что конечной целью пренатальной диагностики будет направление на аборт.
С точки зрения религии аборт абсолютно неприемлем, так как является уничтожением человеческой жизни, которая начинается с
момента зачатия. Библейская заповедь "не убий" не содержит никаких оговорок или дополнительных условий, касающихся здоровья
плода. Христианская мораль защищает право на жизнь и заботу о каждом человеке, независимо от возраста или наличия у него
заболеваний. Социальная концепция Русской Православной Церкви (Глава XII.5) осуждает пренатальную диагностику в случае,
если предполагается убийство нерожденного ребенка.
[Небезопасны и методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях
внутриутробного развития. Некоторые из них могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода.
Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся
жизни. Однако пренатальная диагностика может быть оправданна только в том случае, если предполагается лечение пациента
(ребенка во чреве), а не его убийство. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него
тех или иных заболеваний.]
Медицина не должна бороться с болезнями путем убийства больных. Этот моральный принцип, как известно, отвергает лишь
фашистская идеология, отрицая права "вырождающейся жизни", требуя ее уничтожения и проповедуя "искусственный отбор" по
критерию естественного здоровья.
Медицина, осуществляющая "селекционные" программы, утрачивает свое предназначение. Цель медицины - лечить заболевания.
Цель профилактики - предотвращать заболевания. Но эти цели не должны достигаться любой ценой. Уничтожение больных, в том
числе имеющих генетическую патологию, не должно рассматриваться как мера, предупреждающая возникновение болезней и улучшающая
физическое здоровье населения.
Церковно-общественный совет (ЦОС) по биомедицинской этике предостерегает коллег от применения пренатальной диагностики с
неправильно понятыми профилактическими задачами в целях прерывания беременности. Мы напоминаем коллегам о праве родителей
отказаться от процедуры пренатальной диагностики и о незаконности принудительного пренатального обследования.
09.11.2007 Русская Православная Церковь. Московский патриархат.
Комментарии к заявлению церковно-общественного совета.
Уважаемые представители РПЦ несколько сгущают краски, а порой просто подменяют одно понятие другим. "Принудительного"
обследования с юридической точки зрения быть не может и, естественно, каждая беременная вправе отказаться от процедуры
пренатальной (дородовой) диагностики. Скорее всего, речь идет о психологическом давлении со стороны врача, призывающего к
прерыванию беременности. Но пусть это останется на совести данного конкретного врача (который, как правило, является примерным
членом нашего общества и верующим человеком). Не нужно путать проблему диагностики заболеваний с решением вопроса о прерывании
беременности. Этот вопрос каждый человек решает для себя индивидуально, в соответствии со своими морально-этическими и
духовными принципами. Проблема прерывания беременности в случае выявления пороков развития плода является не медицинской,
а социально-общественной. Прерывание беременности не есть конечная цель пренатальной диагностики. И упоминание в данном
контексте фашистской идеологии, по крайней мере, нетактично.
Так для чего же чего нужна пренатальная диагностика? Задачи ее очень правильно определены в тексте самого заявления:
"выявить и определить недуг на ранних стадиях внутриутробного развития, определить необходимые меры для лечения выявленной
болезни, обеспечить оптимальные медицинские условия для рождения ребенка, подготовить родителей к особому о нем попечению".
Таким образом, пренатальная диагностика является диагностическим разделом медицины, который должен выявить нарушения в
развитии плода и рассказать родителям и лечащему врачу о возможных последствиях, для того, чтобы определить дальнейшую
тактику ведения беременности. И было бы очень желательно участие в определении этой тактики представителя духовенства, так
как это очень важный и ответственный момент, который, скорее всего, принципиально изменит жизнь семьи. Какое бы ни было
решение, оно должно приниматься осознанно. Только религия сможет помочь человеку понять необходимость принятия на себя того
тяжкого бремени, коим является повседневный уход за тяжело и необратимо больным ребенком. И на протяжении всей жизни этого
ребенка его родителям постоянно будет нужна духовная и моральная поддержка, которую кроме представителей церкви никто
оказать не сможет. Поэтому, если акценты в проблеме расставить правильно, то исчезают все разногласия и возникает понимание
того, что необходимо дальнейшее сближение позиций церкви и медицины в столь сложном вопросе как пренатальная диагностика...
Ник. Ник.
Обсудить статью в форуме»
|